16:13 Если РФ направит свои возможности в "Южный поток", усилия ЕС по "Nabucco" будут похоронены – эксперт | |
На сегодняшний день Турция покрывает примерно 60% своих потребностей в газе за счет топлива из России и является вторым по величине его потребителем в дальнем зарубежье, сказал в интервью АМИ " Новости – Азербайджан" руководитель Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан:
- Финансовая недоговоренность между Турецкой трубопроводной компанией Botas и российским "Газпромом" может ли привести к разрыву соглашения по поставкам российского природного газа по так называемому западному маршруту через Украину, Румынию и Болгарию? - Уже стало известно о том, что Турецкая государственная трубопроводная компания "Botas" проинформировала " Газпром" о том, что не будет продлевать соглашение о поставках российского газа в связи с тем, что в Москве отказались снижать цену на топливо. Еще в марте этого года Турция заявила о своем недовольстве по тарифам на российский газ. Вопрос обсуждался на уровне премьера министров Турции и России. Министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил, что соглашение, подписанное 25 лет назад и истекающее в декабре, продлеваться не будет, хотя ранее он предупреждал о возможности пересмотра документа, предусматривающего ежегодные поставки Турции около 6 миллиардов кубометров газа, если в РФ не снизят цену на газ. После первого заявления министра "Газпром экспорт" сообщал, что ждет информацию от компании Botas, которая, в отличие от министерства энергетики, является контрактной стороной. По неофициальным данным, Анкара просила скидку в 20%. Но, как известно, Турции в этой просьбе было отказано. Позже вопрос обсуждался на уровне министров энергетики, и в сентябре западные и турецкие СМИ написали о том, что за последние 29 месяцев цены российского газа подскочили на 39 %. Замечу, после того, как "Газпром" никак не отреагировал на недовольство одного из старейших контрактников - Турции, и не попытался пойти на компромисс, совсем не удивительно, и даже ожидаемо то, что турецкая сторона официально заявила, что не собирается продлевать контракт до 2012 года. Я полагаю, что "причиной отказа стало то, что, по мнению "Газпрома", у Турции нет альтернативы российскому газу, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Поэтому не исключено, что Турция может пойти на разрыв контракта по западному маршруту, но, скорее всего, оно будет краткосрочное, потому что Турция не сможет возместить в столь короткие сроки те объемы газа, которые ранее поставлялись по данному соглашению. В свою очередь "Газпром" заявил о том, что турецкая сторона шантажируют ее, и что в принципе она не может обойтись без российского газа и, в конце концов, Турция согласится на российские условия закупки газа. Напомню, что через западный маршрут Турция импортировала 14 млрд. кубометров природного газа, и при желании Анкара может увеличить закупку на целых 2 миллиарда кубометров по трубопроводу "Баку -Тбилиси –Эрзурум" в рамках проекта "Стадия -1" по "Шах –Дениз". Помимо этого, Турция может на 2 миллиарда кубометров увеличить объемы поставок с Ирана, так как пропускная способность трубопровода составляет 10 миллиарда кубометров. Плюс ко всему у Турции имеются два терминала, и есть возможность импортировать сжиженный газ из Африки, причем эти объемы могут увеличиться на 4-5 млрд кубометров. Но даже при всем этом, вопрос дефицита газа будет иметь место, и возместить его можно за счет увеличения закупок российского газа по "Голубому потоку", так как его пропускная способность составляет 16 млрд. кубометров. Так что, с учетом всех этих возможностей можно сказать, что Турция становится крупным хабом по транспортировке углеводородов, что в принципе и позволяет ей диктовать свои условия многим поставщикам. - Допускаете ли Вы, что в будущем рынок газа может перейти на биржевое ценообразование… - Я полагаю, в любом случае, трубные поставки будут преобладать над танкерными поставками, соответственно нельзя говорить о том, что трубные поставки будут определяться на основе биржевых, с учетом заранее обговоренных ежегодных цен между продавцом и покупателем. Поэтому я не уверен в том, что весь газовый мировой рынок перейдет на биржевые котировки. - Сравнительно недавно компания ВР объявила о том, что намерена реализовать проект, который может стать альтернативой "Nabucco"… - Я бы сказал не альтернативой, а началом реализации "Nabucco". По сути, это четвертый вариант экспортных поставок в рамках стадии-2 по Шах-Дениз. На первый взгляд, проект кажется привлекательным, потому что он состоит из интерконнекторов, то есть, из соединительных трубопроводов между странами, и не предусматривает строительство целого магистрального трубопровода от пункта А до пункта Б, как допустим "Nabucco" или другие трубопроводы. Он предусматривает соединительный трубопровод между западной границей Турции и Болгарии, внутренние линии между Болгарией и Румынией, между Румынией и Венгрией. В этом случае, пропускная способность проекта рассчитана на транспортировку 10 млрд. кубометров газа, что в принципе предусмотрено в рамках проекта стадия-2 для европейских поставок. Поэтому преимущество данного проекта налицо, поскольку "Nabucco" при такой огромной стоимости предусматривает доставку азербайджанского газ до Австрии, хотя, как выясняется, в доставке азербайджанского газа в Австрию нет никакой необходимости, так как именно в Австрии расположена основная развязка газораспределительной станции Центральной Европы. Ну а все покупатели азербайджанского газа находятся в Восточной Европе. Или же рассмотрим вариант второй. "Nabucco" предусматривает свое начало от восточной границы Турции в Европу. Расчеты показали, что если по маршруту Баку-Тбилиси – Эрзурум доставка осуществляется в Эрзурум, то внутренние сетевые линии Турции, то есть газовые магистрали Турции, спокойно позволяют доставлять азербайджанский газ до западных границ Турции. Это значит, что нет необходимости в дополнительных инвестициях, а значит, и нет необходимости строить трубопровод. Но вместе с тем, у этого варианта есть и недостатки, в частности то, что он рассчитан только на стадию 2, и соответственно в дальнейшем его нельзя расширить, ни на территории Турции, ни на территории других европейских стран. То есть, в этом случае придется искать иные маршруты, что приведет к дополнительным затратам. - Как Вы считаете, что спровоцировало отказ в сотрудничестве со стороны Ирана с "Газпром–нефть" по вопросу освоения нефтяного месторождения "Азар"? - Ситуация, которая сложилась вокруг данного вопроса, напрямую зависима от нынешнего уровня ирано-российских отношений. Дело в том, что Иран долгое время дожидался инвестирования российской компании в это нефтяное месторождение, но вопрос чересчур затянулся из–за не поспешности российской стороны. В свою очередь иранская сторона, не дождавшись конкретики и с учетом ежегодных ужесточающихся европейских санкций, демонстративно аннулировала этот контракт. - В кратчайшие сроки ожидается ввод в эксплуатацию проекта " Северный поток". Что скажете о его перспективах? - Проект масштабный и перспективный, хотя в него вложены большие инвестиции, которые с учетом банковских процентов составят свыше 8 млрд. евро. Россия получит прямой выход поставок в Германию на уровне 55 млрд. кубометров газа. В саму Германию Россия поставляет максимум порядка 35 млрд. кубометров газа, остальные объемы из Германии будут направлены в другие страны, поскольку там же новую систему магистральных ответвлений делают Нидерланды и другие страны. Таким образом, Россия сможет укрепить свои позиции в западноевропейских странах. Давайте сравним возможности "Северного потока" и "Nabucco" в плане поставок на мировые рынки. Экспортные поставки по "Nabucco", который имеет поддержку ЕС, даже к 2017 году фактически не получатся. Обратите внимание, экспортные поставки заказчика газа в трубопровод - это одно, а я говорю о стабильном получение газа потребителем, которое может произойти только в 2018 году. К тому времени "Северный поток" будет находиться в эксплуатации почти 6 лет, и, соответственно, проект больше половины вложенных денег успеет окупить. С другой стороны, объемы поставок в размере 55 млрд. кубометров, чем больше поставляются, тем быстрее и окупаются. Очевидно то, что по "Nabucco" ЕС надеется на Шах –Дениз- 2, что в принципе является только началом первичных поставок, а по заявлению ВР, согласно планам, только к 2019 году она выйдет на заявленные объемы. То есть, на 10 млрд кубометров, предусмотренные для экспорта на западные рынки. К этому сроку Россия уже наверняка переключится на "Южный поток". Получается, что эти два проекта по перспективным возможностям находятся на равных положениях. И есть все основания предполагать, что если Россия направит свои возможности в "Южный поток", то усилия ЕС по "Nabucco" будут похоронены, потому что оба проекта направлены на одинаковые рынки, то есть на захват Центральной, Восточной Европы и Южной Европы Эти объемы не сравнимы, поскольку пропускная способность Южного потока - 63 млрд кубометров. Если Россия в прошлом году направляла на европейский рынок чуть больше 150 млрд кубометров газа, то к 2020 году она планирует эти объемы повысить как минимум на 50 млрд кубометров, чтобы достичь свыше 200 млрд кубометров. А ближе к 2030 году сможет увеличить эти объемы до 230 -240 млрд кубометров. В свою очередь Европа нуждается в газе и не скрывает, что доля российского газа в импорте будет расти. - А что касается Азербайджана? - У Азербайджана есть возможность выбора четырех из имеющихся маршрутов, и я думаю, что до конца года он определится с самым оптимальным из них.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |